Обучение азам франчайзинга
Начальная подготовка
Не надейтесь, что все необходимые компетенции достанутся вам от франчайзера — он позаботится только о вашей базовой подготовке. Будущие франчайзи ищут и получают необходимую им информацию по управлению бизнесом из самых различных источников, включая персональных профконсультантов.
Вот круг вопросов, которые должен усвоить франчайзи в процессе начальной подготовки:
- выбор локации, проектирование и строительство бизнес-объекта;
- цепочка поставок, отношения с поставщиками, закупки, прием и складирование товаров, управление запасами;
- безопасность продуктов питания и правила их хранения (если франшиза - ресторан или продовольственный магазин);
- управление кадрами, включая подбор, мотивирование и контроль персонала;
- менеджмент предприятия;
- операционные процедуры и стандарты бренда;
- изучение клиентского опыта;
- технические операции с продуктами и услугами;
- принятие решений и устранение проблем;
- позиционирование бренда (деятельность, направленная на определенное восприятие общественностью фирменного наименования в соответствии с видением франчайзера);
- мерчендайзинг;
- ценовые стратегии и тактики;
- маркетинг и реклама;
- уборка производственных площадей и техническое обслуживание;
- охрана и безопасность предприятия;
- финансовый менеджмент в соответствии с разработанным бизнес-планом;
- информационно-технологическое обеспечение производственных процессов, включая точки продаж (POS), бухгалтерский учет, начисление заработной платы, инвентаризацию и аппаратно-программные системы связи;
- подготовка инструкторов, которые будут обучать собственное руководство франчайзи и персонал на постоянной основе.
Цель всестороннего обучения франчайзи — усвоение философии и истории бренда, а также предоставление знаний и навыков, необходимых для повседневного управления предприятием.
Объем помощи от франчайзера зависит от его личных приоритетов. Договор коммерческой концессии предоставит вам информацию о том, на какую поддержку вы можете рассчитывать. Очень многое зависит от того, какие положения в нем изложены. Необходимо с максимальной осторожностью описать все риски, вытекающие из существа двухсторонних взаимоотношений. В этом вам поможет юрист, специализирующийся на франчайзинге.
Методы, используемые франчайзерами в обучении своих франчайзи, сильно различаются. Хотя большая часть первоначальной подготовки франчайзи будет проходить в головном офисе компании или другом учебном заведении, все больше и больше франчайзеров склоняются к онлайн-обучению.
Дистанционная передача знаний и навыков имеет массу преимуществ:
- повышение количества обучаемых;
- улучшение качества тренингов за счет предоставления возможности каждому франчайзи выбирать индивидуальный темп занятий при соблюдении их общей последовательности;
- возможность проходить обучение дома без отрыва от текущих дел в течение длительного периода;
- снижение командировочных и прочих расходов франчайзи.
Некоторые франчайзеры могут ограничить процесс обучения до передачи франчайзи соответствующих инструкций и руководств по эксплуатации.
В одних системах франчайзи могут рассчитывать лишь на несколько дней аудиторного обучения; в других проводят месячные курсы, включая и производственную подготовку, а также поддержку во время открытия.
Чтобы убедиться в том, что качество и продолжительность обучения, предоставляемого франчайзером, достаточны для ведения вашего бизнеса, поговорите с действующими франчайзи. Поинтересуйтесь у них, какие альтернативные источники знаний они могли бы вам порекомендовать.
Получение эффективной непрерывной подготовки
С учетом постоянной эволюции продуктовых линеек, услуг, технологий, рыночных правил и условий конкуренции, управление франшизой требует сегодня непрерывного улучшения. Неудивительно, что в развитых франчайзинговых системах, в дополнение к первоначальной помощи из головного офиса компании, франчайзи получают постоянное содействие в региональных центрах поддержки.
По мере развития бизнеса франчайзи, их управленческая команда и персонал проходят профессиональную переподготовку. Даже когда она только рекомендуется и не является обязательной, матерые франчайзи обычно используют возможность поучаствовать в каждой программе профобучения.
В некоторых системах в целях переподготовки франчайзеры командируют на места выездной персонал бизнес-тренеров. В дополнение к предоставляемой операционной, маркетинговой и организационной поддержке бизнеса, они знакомят франчайзи и их команду с внедряемыми инновациями, такими как производство новых продуктов или обслуживание нового оборудования.
Отличительными чертами крупного франчайзера являются: постоянное предложение новых продуктов, обновляемость исследований, внедрение современных технологий и передовых методов обслуживания клиентов. Эти и другие усовершенствования необходимы для постоянного улучшения позиций бренда на рынке. Они позволяют компании опережать более чем на шаг своих конкурентов.
В современных франчайзинговых системах непрерывность обучения операторов осуществляется не только выездными бизнес-тренерами, но и через Интернет в онлайн-режиме.
Предыдущая статья — 9 ключевых показателей эффективности для франшизы спа-салона
С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.
✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ
✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ
✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ
✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»