Качества успешного франчайзи, занимающегося розничной торговлей
В этой статье мы рассмотрим качества, которые франчайзер хочет видеть в кандидате на франшизу в сфере розничной торговли.
Умение следовать правилам
Операционная система франчайзера является тщательно разработанным, усовершенствованным и протестированным продуктом с доказанной эффективностью. Фигурально выражаясь, колесо уже изобретено, и при подписании договора от франчайзи требуется лишь обязательство следовать устоявшимся нормам.
Заходя в пункт розничной торговли, посетитель рассчитывает на то же качество товаров и услуг, которое может получить в других точках брендовой сети. Поэтому собственник ожидает от каждого своего франчайзи ежедневного обслуживания клиентов на неизменно высоком уровне.
Воспроизведение одних и тех же действий - "золотой ключик" от успеха франшизного бизнеса. При этом не исключается возможность внесения предложений по усовершенствованию рабочего процесса.
Пунктуальность в уплате комиссионных сборов
С каждого месячного объема продаж франчайзи должен перечислить владельцу бренда комиссионные/роялти (как правило, от 4 % до 8 %). Эти средства идут на оплату его (франчайзи) обучения, выбор торговой площадки, открытие и поддержку бизнеса.
Если представить себе франшизный бренд в виде клуба, то комиссии будут чем-то вроде членского взноса, служащего залогом стабильности заведения. Франчайзи должны регулярно выплачивать эти отчисления, иначе они рискуют потерять право на управление франшизой.
Лидерские способности
Владелец каждой розничной точки несет ответственность за все, что происходит на ее территории. Абсолютно за все: установление правил, внедрение культуры и ценностей, найм и обучение персонала магазина.
Держатель франшизы должен служить примером для подчиненных и вести себя как хозяин по отношению к сотрудникам и клиентам. На этом участке бизнеса он равноценен боссу. Даже когда он нанимает на работу старшего менеджера, это не снимает с него ответственности.
Дружелюбие
Как сотрудники, так и покупатели должны чувствовать себя в магазине как дома. Создать такую атмосферу - задача франчайзи. В сферу розничной торговли приходят обычно молодые люди без опыта работы. Им необходимы профессиональная помощь и поддержка, признание их способностей и уважение.
Владелец магазина должен показать, что ценит их, признает их вклад в бизнес. С той же заботой следует относиться и к клиентам, ведь без них торговая точка долго не протянет. Покупатель должен чувствовать себя комфортно и твердо знать: его здесь ценят, его визитам рады и ждут возвращения.
Розничный бизнес предполагает ориентацию на человека. Чтобы заработать благодарную улыбку клиента, придется пройти долгий путь. Если франшизодержатель сам не способен установить уважительные отношения с покупателями и сотрудниками, ему следует подыскать того, кто сможет это сделать. Иначе лучше бы подумать о другом варианте франшизы.
Маркетинговые навыки и смекалка
Франшизу можно сравнить с товаром, который доставляют из интернет-магазина, причем клиенты в комплект поставки не входят. Их придется искать в условиях жесткой конкуренции.
Франчайзер окажет маркетинговую поддержку до и во время открытия бизнеса. И хотя само название бренда уже играет на руку франчайзи в плане успешных продаж, именно от его собственных усилий зависит процветание предприятия.
Маркетинговые технологии и социальные сети - важные инструменты в бизнесе, но их недостаточно. Чтобы торговля била ключом, придется заняться внешней рекламой, ходить по улицам, стучать в двери, лично встречаться с покупателями и деловыми партнерами.
Ориентация на бизнес-сообщество
Интеграция в деловое сообщество - неотъемлемая часть бизнес-стратегии. Членство в одной из местных бизнес-групп значительно повысит шансы на успех.
Репутацию магазина улучшат такие действия, как оказание поддержки общественным организациям - от школ и спортивных клубов до больниц и гуманитарных организаций (например, помощь Красному Кресту в деле сбора крови). Вместо поощрения чаевых, стоит установить в магазине коробку для пожертвований на благотворительность.
Инициируя добрые дела, нужно время от времени менять бенефициаров. В интересах франчайзера - помочь своим руководителям стать порядочными и сознательными гражданами.
Способность к продвижению продукции
У франчайзи, который горит энтузиазмом и испытывает искреннюю любовь к бренду, его продуктам или сервису, не будет отбоя от новых клиентов. Кстати, энтузиазм заразителен. В интересах руководителя "инфицировать" им своих сотрудников, поскольку они являются "лицом" бизнеса.
Необходимо понимать, что каждый покупатель хочет, чтобы с ним обращались как с самым важным для компании клиентом. Неплохо бы почаще напоминать персоналу магазина слова мудрых родителей. Когда их спрашивают о том, кого из своих детей они больше любят, отец с матерью неизменно отвечают: "Они у меня все любимые!"
Навыки ведения бизнеса
В дополнение ко всему вышеперечисленному, франчайзи должен управлять своим делом - ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежегодно. Частично это умение приобретается на начальном этапе обучения, когда преподаются основы менеджмента бизнеса.
Искусство управлять заключается не только в ведении финансовой документации, но и в составлении графика работы сотрудников, учете материальных ценностей, планировании поставок, содержании в чистоте помещений магазина, повышении квалификации персонала.
Если точка розничной торговли станет известна как место, в котором здорово работать, это положительно скажется на профессиональном уровне персонала и, как следствие, удовлетворенности клиентов и размере прибыли.
Амбициозность
Расширение бизнеса выгодно как держателю франшизы, так и правообладателю. Франчайзер соберет больше комиссионных отчислений, а франчайзи заработаете больше денег.
Владельцу розничного магазина необходимо превратить его в рентабельное предприятие, а лучше открыть еще несколько точек и сделать их не менее прибыльными. Помимо роста доходов, дополнительным бонусом расширения бизнеса станет лучшая узнаваемость бренда.
Коммуникабельность
По долгу службы франчайзи должны общаться не только с сотрудниками и клиентами, но и с франчайзером. Не следует думать, что обращаться к боссу можно только с вопросом или деловым предложением.
Попав в любую передрягу, франчайзи может и должен немедленно дать знать об этом собственнику (такая оперативность приветствуется во франчайзинге). Тот либо пришлет на помощь своего представителя, либо свяжет с более опытным франчайзи, который уже оказывался в подобной ситуации и успешно справился с проблемой.
Отношения во франчайзинге имеют много общего с отношениями ребенка и заботливого родителя, к которому всегда можно обратиться за советом или помощью.
Благодарность
После того, как франчайзи всему научится и достигнет успеха, он может выразить свою признательность компании. Это можно сделать следующими способами:
- подать просьбу о принятии в консультативный совет франшизы;
- передать опыт новым франчайзи по внутрикорпоративной сети;
- стать наставником для молодых коллег и т. д.
Можно просто спросить босса, в каких бизнес-услугах нуждается компания. Наверняка для каждого франчайзи найдется какое-нибудь дело.
Предыдущая статья — Почему важно вовремя распознать талант сотрудника и как это сделать?
С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.
✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ
✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ
✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ
✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»