May 18

Готовим трамплин: особенности создания бизнес-плана для франшизы

Несмотря на то, что франчайзер снабдит вас всей необходимой информацией, вам и вашему бухгалтеру предстоит адаптировать ее под конкретную схему франшизы. После составления бизнес-плана его следует направить франчайзеру. Правообладатель должен рассмотреть его, внести свои поправки и прокомментировать их.

Не стоит удивляться, если франчайзер не захочет принимать ваш план на рассмотрение. Как ни странно может это прозвучать, но согласие собственника комментировать проект, подготовленный франчайзи, может противоречить правилам заработка потенциальной прибыли. Поэтому сначала следует узнать, какой политики придерживается франчайзер, а уж потом направлять ему бизнес-план на редактирование.

После того, как вы официально станете франчайзи, правообладатель сможет предоставлять вам подобную помощь более свободно. Однако до момента покупки вами франшизы собственник ограничен в словах и действиях, поэтому при составлении проекта вам и вашему бухгалтеру придется тщательно продумывать все моменты самим.

Методика создания бизнес-плана

Независимо от того, кого вы просите о финансовой помощи - сотрудников кредитного отдела или состоятельных знакомых - необходимо будет рассказать спонсирующей стороне о вашем бизнесе и о том, как вы планируете им управлять. Другими словами, от вас требуется некое подобие дорожной карты. Покажите вашему заимодавцу маршрут следования к цели, как вы его видите.

При этом старайтесь не приукрашивать информацию, особенно цифры. Инвесторы и заимодавцы терпеть не могут сюрпризов, поэтому вы должны тщательно продумать каждую деталь. Конечно, создать качественный бизнес-план - задача не из легких. Но это отличный способ самоорганизации, который учит четко ставить цели.

Будьте готовы к тому, что придется потратить немало времени на скрупулезный анализ каждого варианта. Уделите этому занятию все свои силы. Не бойтесь, что придется несколько раз переделывать готовый проект. Непрерывное совершенствование - вот чем вы должны руководствоваться при его разработке. Он должен отражать ваши энтузиазм и оптимизм - естественно, если они основаны на реальных расчетах.

При проработке деталей вашего бизнес-плана обозначьте причины, по которым вы нуждаетесь в финансировании, и способ, при помощи которого собираетесь отдавать ссуду. Человек, читающий ваш проект, должен иметь четкое представление о вашей локации, методах ведения бизнеса, ожидаемой прибыли и скорости возвращения инвестиций. Если вы убеждены в том, что ваше подразделение будет успешнее, чем другие точки данной франчайзинговой системы, поясните, на чем основывается ваша уверенность. При этом не забывайте опираться на факты.

Перед составлением бизнес-плана обратитесь за помощью к юристу или бухгалтеру. Многие из этих специалистов уже знают, что посоветовать в такой ситуации. Не пренебрегайте и советами других франчайзи - беседы с ними наверняка натолкнут вас на кое-какие интересные идеи.

Анатомия бизнес-плана

Итак, ваш проект готов? Не спешите почивать на лаврах. Вам все равно предстоит его совершенствовать. А пока проверьте, включает ли ваш бизнес-план следующее:

  • Резюме проекта. Это описание франшизы, продукции и услуг, возможностей, рисков, стратегий, круга потенциальных клиентов, конкурентных преимуществ, инвестиций, а также финансовый обзор и прогнозируемая скорость окупаемости вложенных инвестиций. Будьте лаконичны. Даже резюме сложной бизнес-системы не должно занимать более двух страниц. Практика показывает: если вступление к вашему проекту будет затянутым и пресным, потенциальный инвестор не станет читать дальше.
  • Постановка задач. Опишите культуру вашего бизнеса. В этом пункте следует указать главные причины существования компании и круг ее деятельности. Постановка задач должна отражать вашу философию и не противоречить видению франчайзера.
  • Обзор бизнес-структуры. Этот раздел рассказывает читателю о сущности бизнеса. Следует указать дату начала работы организации, а также рассказать о себе и своих планах. Нужно поведать краткую историю компании, а также упомянуть об административной команде франчайзера. Расскажите о том, перенимаете ли вы бизнес от предыдущего владельца или это стартап, а также о том, с какими проблемами вы столкнулись и как их преодолели.
  • Анализ промышленного сектора. После резюме проекта этот пункт бизнес-плана - второй по пристальности внимания к нему со стороны потенциального инвестора. Вы должны продемонстрировать четкое понимание промышленности, в которой собираетесь работать, вашей конкурентоспособности и положения на рынке. Для большей наглядности и простоты сравнения можете использовать графики.
  • Анализ рыночной ситуации и бизнес-стратегии. В этом разделе вам следует рассказать о своих потенциальных клиентах, размерах рынка, существующей и появляющейся конкуренции, типе нужной вам локации и ее видении франчайзером. Инвестор должен понять, что вы имеете представление о бизнесе, которым собираетесь заниматься.
  • Описание повседневной работы. Самым главным активом в любом бизнесе являются люди. В разделе "Повседневная работа" вы рассказываете, как будете управлять бизнесом - сами или с помощью управленческой команды. Как собираетесь нанимать персонал и расплачиваться с ним? Какие программы обучения вы приготовили для своих сотрудников? Будете ли вы адаптировать обучающую программу франчайзера или предложите свою собственную? Здесь также уместно будет рассказать, как вы собираетесь взаимодействовать с поставщиками товаров и услуг.
  • Маркетинговый план. Каждый инвестор или заимодавец хочет знать, каким именно образом вы будете привлекать клиентов к вашей франшизе. В данном пункте вам следует описать общую маркетинговую стратегию и ваши личные планы продвижения на местном рынке. Как правило, собственники помогают начинающим франчайзи с составлением маркетинговой дорожной карты. Главное - читатель должен понять, что вы готовы активно содействовать ускоренному росту вашего бизнеса. Пропишите также вашу стратегию установления цен.
  • Структура организации и менеджмента. Опишите ежедневный процесс контроля над бизнесом. Если вам доступна такая информация, поместите в этот раздел биографии ваших менеджеров. Укажите конкретное число сотрудников, которых вам нужно будет нанять, и расскажите о вашем видении системы вознаграждения труда. Инвесторы обращают особое внимание на планы по руководству будущим подразделением - эта информация помогает им определить, стоите ли вы и ваша идея материального риска.
  • Объем финансирования. Какова общая сумма требуемого вами денежного вливания? Потребует ли ваш бизнес дополнительных инвестиций в дальнейшем? Если да, то сколько, на что и в какой момент времени? Расскажите о своих прогнозах относительно прибыли и убытков на 5 лет вперед. Укажите объем продаж, который позволит вам покрыть расходы и выйти в плюс.
  • Программа действий и их расписание. Как вы будете осуществлять бизнес-деятельность? Какие изменения вы собираетесь внести в систему? Во сколько обойдутся нововведения и к какому времени вы планируете окупить расходы?
  • Приложение. Сюда можно поместить любую дополнительную информацию, помогающую читателю лучше понять ваш бизнес - статьи о компании, рыночном сегменте, целевой аудитории и т.п. По всей вероятности, вас попросят также приложить копию документа, раскрывающего информацию о франшизе, и контракта с франчайзером.

Создание бизнес-плана - занятие кропотливое, напряженное и ответственное. В некоторых случаях франчайзер может предоставить образец для заполнения, но именно от того, как вы заполните его, зависит успех вашего предприятия. Инвесторы должны четко понимать: вы достаточно компетентны в том деле, которым собираетесь заняться, и стоите того, чтобы вложить средства в ваш бизнес.

Предыдущая статья — Определяем объем инвестиций во франшизу

____________________

С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.

✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ

✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ

✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ

✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»

____________________