Мультифранчайзинг - возможности и преимущества
Представьте себе, что вы хотите открыть десять парикмахерских салонов в своем городе. Вы можете пойти к франчайзеру и купить для начала одну франшизу, но в этом случае наверняка столкнетесь со следующими рисками:
- придется делить рынок с другими франчайзи, принадлежащими к той же бизнес-системе;
- к тому времени, как вы будете готовы к расширению своего дела, лучшие территории для вашего бренда могут быть заняты конкурентами, или, еще того хуже, франчайзер достигнет "критической массы" на рынке и его возможности для дальнейшего развития станут ограниченными;
- франчайзер может просто не иметь в запасе выгодных предложений для соло-франчайзи, что лишит последнего перспективы достижения лучших условий работы.
Чтобы избежать всех этих рисков, вы можете сразу вступить в отношения мультифранчайзинга. Вы соглашаетесь на открытие нескольких подразделений и управление ими, а франчайзер предоставляет вам территорию (рынок) для развития сети ваших точек. По возможности следует включить в договор положение об эксклюзивности рынка, которое бы гарантировало отсутствие конкурентов в выделенном для вас секторе.
Как это работает?
Как правило, в мультифранчайзинге оператор платит собственнику комиссионный сбор за право установить с ним деловые отношения. По мере того, как вы подписываете соглашение по каждой новой франшизной точке, с вас будет взиматься дополнительная комиссия.
Обязательства в мультифранчайзинге носят специфический характер. К примеру, вместо положения об открытии десяти точек через пять лет, во франшизном договоре будут указаны конкретные даты (с 1 января, с 1 июля и т. д.). Эти даты очень важны для франчайзера, и если вы считаете, что намеченные им сроки слишком амбициозны, обязательно обсудите с ним и вашим адвокатом создавшееся положение перед подписанием контракта.
Не рассчитывайте на то, что собственник позволит вам перенести даты открытия на потом. Если вы станете виновником сбоя в расписании, это может послужить поводом отмены действия пунктов соглашения и причиной штрафных санкций, включая потерю права на развитие бизнеса и аннулирование уплаченной вами комиссии.
Будьте готовы к тому, что в договоре об освоении территории могут быть изменены некоторые положения франшизных контрактов. Помимо внесения коррективов в сумму первоначальных комиссионных отчислений, франчайзер иногда предлагает уменьшение роялти после открытия и разработки определенного количества подразделений.
Изменения могут затронуть также процессы обучения персонала, выбора площадки и развития бизнеса. Зачастую франчайзер просит подчиненного назначить генерального менеджера для контроля за точками и сотрудника, ответственного за обучение кадров.
Преимущества мультифранчайзинга
Описываемый тип деловых отношений выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи. Для собственника такая система имеет следующие "плюсы":
- быстрее возрастет прибыльность компании, так как каждый из мультифранчайзи будет сразу открывать более одного подразделения;
- снизятся затраты на поддержку операторов, ведь собственнику придется работать с одним генеральным менеджером;
- благодаря контролируемому развитию бизнеса, улучшатся планирование и рекламная деятельность, а также оптимизируется ведение переговоров с поставщиками.
Для франчайзи управление несколькими точками сулит следующие выгоды:
- возможность отправлять персонал из одного подразделения в другое в зависимости от того, в каком месте эти сотрудники нужнее;
- экономия средств, благодаря основанию общей для всех подразделений кухни или буфета (если речь идет, например, о ресторанах быстрого питания) или же оптовой закупке инвентаря по сниженным ценам; хранить оборудование можно на централизованном складе, уменьшив тем самым арендную плату за складские помещения;
- сокращение расходов и доли ответственности за счет назначения генерального менеджера, следящего за работой нескольких подразделений; франчайзи в этом случае требуется разве что заместитель, и при условии слаженной работы вспомогательного персонала (включая человека, ответственного за обучение), затраты по каждому отдельному подразделению можно существенно снизить.
Почему необходимы два соглашения?
Мультифранчайзинговый контракт и франшизный договор преследуют две разные цели. Первый описывает права и обязанности, относящиеся к открытию новых франшиз, второй регламентирует способ управления каждой из них.
Перед подписанием обоих документов франчайзи нужно убедиться в трех вещах:
- рынок, на котором он собирается вести свою деятельность, способен обеспечить работу намечаемого количества подразделений;
- финансового резерва достаточно для выполнения обязательств, накладываемых контрактом;
- сроки, поставленные франчайзером, реально достижимы.
Открытие франшиз и управление ими - дело непростое. Однако нужно твердо верить в собственные силы. Как говорил Фред Уилсон, сооснователь компании Union Square Ventures, скромная уверенность в себе - качество лучших лидеров.
Предыдущая статья — Соло-франчайзинг: плюсы и минусы
С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.
✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ
✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ
✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ
✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»