Соло-франчайзинг: плюсы и минусы
В течение многих лет классический соло-франчайзинг пользуется неизменной популярностью. В рамках такой системы франчайзи получает право от собственника бизнеса на управление одним подразделением. Это открывает неплохие перспективы с точки зрения карьерного роста и независимости. Нередко франшиза управляется не только франчайзи, но и членами его семьи, становясь таким образом фамильным делом.
Однако, несмотря на то, что этот тип франшизных отношений признан классическим, к нему предъявляют несколько претензий:
- при сдаче в пользование одной франшизы правообладатель часто сталкивается с более медленным бизнес-ростом, чем при мультифранчайзинге;
- затраты владельца компании, которому приходится назначать на каждую локацию отдельного человека, значительно увеличиваются;
- франчайзер вынужден работать со многими франчайзи, которые могут оказаться менее искушенными в делах бизнеса и совершенно не заинтересованными в том, чтобы брать на себя риски;
- на некоторых рынках, которые могут быть привлекательными для франчайзи с несколькими подразделениями, присутствие соло-франчайзи подчас портит все дело, так как первые не хотят конкурировать со вторыми за покупателей или территорию сбыта.
Как видим, франчайзер может столкнуться с рядом проблем в такой системе, однако это нисколько не умаляет ее популярности. Помимо недостатков, этот тип деловых отношений отличается рядом явных преимуществ:
- каждое подразделение управляется непосредственно своим локальным боссом;
- поскольку этот бизнес зачастую является одной из основных статей дохода семьи франчайзи-одиночника, он прилагает максимум усилий, чтобы соответствовать брендовым стандартам;
- соло-франчайзинг в значительной мере способствует региональному укреплению позиций компании: местный франчайзи уделяет большое внимание рекламе товара или услуги среди соседей, расширяя таким образом ряды постоянных клиентов.
Вектор развития имеет значение
Достигая стадии процветания, франчайзи-одиночники начинают подумывать о приобретении у собственника еще одной франшизной точки. Они уже имеют представление об основных бизнес-процессах, могут прогнозировать прибыль, которую принесет дополнительное подразделение, и знают, на какой территории объемы продаж окажутся выше. Скорее всего, в первоначальном обучении не будет необходимости, а некоторые из ключевых сотрудников могут быть назначены на должности менеджеров новых точек.
По мере прироста количества подразделений открывается возможность более эффективного управления бизнесом за счет распределения персонала, инвентаря и служебных помещений, а также обязанностей, таких как ведение бухучета и выплата жалованья. Инвестирование в дополнительную франшизную точку может стать отличным трамплином для дальнейшего роста, ведь с набором опыта риск провала сводится к минимуму.
Однако постепенное расширение имеет свои отличия от ситуации, когда франчайзи становится держателем нескольких локаций одновременно. В первом случае ему, как правило, не светит снижение комиссионных отчислений и он продолжает действовать на том же рынке, что и другие франчайзи. Другое дело держатель нескольких подразделений, являющийся крупным инвестором. Ему можно рассчитывать на особое внимание со стороны франчайзера и топ-менеджеров, поскольку они будут воспринимать его как человека с солидным потенциалом делового развития.
Важно помнить, что франчайзер время от времени меняет условия договора. Франчайзи, приобретающие дополнительные франшизные точки, могут найти различия между первоначальной версией контракта и новым соглашением, действующим в отношении новых подразделений. Собственник также иногда включает пункт о взаимном неисполнении обязательств. Его суть заключается в следующем: если одна из ваших точек потерпит крах, франчайзер может лишить вас права управлять другими (даже если они показывают отличные результаты).
Поэтому при рассмотрении договора франшизы почти всегда требуется помощь квалифицированного юриста. С ним можно обсудить такие модификации в контракте, как персональные гарантии, пункт о взаимном неисполнении обязательств или изменение размеров комиссионных платежей.
Предыдущая статья — Как выбрать себе бренд по вкусу?
С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.
✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ
✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ
✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ
✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»