May 18

Франчайзер и франчайзи - разные уровни, одна цель

Несмотря на то, что франчайзер и франчайзи находятся на различных ступенях бизнес-лестницы, они связаны одним прочным "канатом" - успехом бренда. Владелец является главным ответственным лицом за продвижение всего дела. В его интересах поддерживать и защищать продукцию и услуги, которые он предоставляет. По закону, в его ответственность также входит установка стандартов бренда и забота о надлежащем соблюдении их со стороны франчайзи.

В обязанности же последнего входит относительно независимое управление бизнесом в соответствии с требованиями, регламентированными франчайзером. В деловых отношениях такого типа "хозяин" не имеет права по контракту ежедневно вмешиваться в деловую деятельность своего подчиненного. Отношения между франчайзи и франчайзером строятся, помимо прочего, на базе доверия, и если местный оператор франшизы не будет справляться с порученным ему делом, франчайзер имеет полное право расторгнуть с таким сотрудником договор.

Кто же такой франчайзер?

Начальники в бизнесе по франшизе бывают разные. Франчайзерами могут выступать как крупные компании-монстры с длинной историей успеха, так и совсем еще "зеленые" стартапы с нулевым опытом. Крупные собственники обеспечивают своих франчайзи единообразной системой управления, а также организуют их обучение и поддержку.

Пристально изучая франчайзинг, можно заметить, что многие новообразованные франшизы закрываются в рекордные сроки после своего открытия. Это происходит не потому, что выпускаемая компанией продукция была чересчур плоха. Настоящей причиной краха бизнеса зачастую служит острый дефицит деловых знаний и ресурсов. Как правило, опытные франчайзеры уже имеют за плечами взлеты и падения, поэтому работать с такими компаниями-ветеранами всегда надежнее, чем с "неоперившимися" стартапами.

Есть одно всеобщее заблуждение, которое давно пора развеять. Франчайзеры не устанавливают стандарты и не предоставляют помощь из чистого альтруизма. Главное для собственника, чтобы его франчайзи обеспечивали надлежащее качество продукции и услуг для клиентов. Целью франчайзера является рост, процветание и возврат вложенных в бизнес инвестиций. Если его подчиненные справляются с этой задачей, они остаются в деле, зарабатывая солидную прибыль и в то же время выплачивая хозяину роялти. Чем больше людей закупаются в точках франчайзера, тем больший импульс для развития получает бренд.

Бизнес глазами франчайзи

Всем настоящим и будущим франчайзи хотелось бы напомнить: инвестируя во франшизу, вы не покупаете ее. Ведь настоящим собственником наименования бренда и методов управления является франчайзер, а вы лишь приобретаете это все на определенный промежуток времени.

Франчайзи принадлежат физические активы бизнеса: земля, здание под точку продажи, оборудование и т. п. Опять-таки нужно подчеркнуть, что к покупке в обычном смысле слова это не имеет отношения. В некоторых случаях франчайзер даже может оставить за собой право продажи активов подчиненного после истечения срока договора.

Итак, по контракту франчайзи получает:

  • брендовые стандарты и поддержку со стороны франчайзера;
  • налаженный способ ведения бизнеса;
  • признанное имя бренда;
  • обучение;
  • результаты научно-исследовательских изысканий в сфере новых продуктов и услуг;
  • профессионально разработанные локальные, региональные и национальные маркетинговые программы;
  • часто - возможность инвестировать в другую франшизу;
  • товары от поставщиков, необходимые для ведения бизнеса, по сниженным ценам;
  • сеть коллег-франчайзи, готовых в любую минуту оказать посильную помощь;
  • иногда - территория или рынок для проведения коммерческой деятельности.

Следует учесть, что франчайзеры не всегда выделяют франчайзи определенную площадь под ведение бизнеса. Собственник может оказать такую услугу, но ограничить территориальный охват из опасения недостаточного узнавания бренда.

Но даже если франчайзи и получает от франчайзера территориальные права, они все равно предоставляются лишь на ограниченный временной промежуток. Иногда собственник ставит условием их продления определенный уровень показателей точки франчайзи. В любом случае, если вы собираетесь приобретать франшизу, не поленитесь внимательно прочитать договор соглашения перед тем, как его подписывать.

Франчайзер и франчайзи - нюансы взаимоотношений

Франшизные отношения главным образом основываются на контракте, и это не партнерство. Франчайзер не несет ответственности доверительного характера перед подчиненным. В крупных компаниях стороны решают возникающие вопросы как при личных встречах, так и сообща посредством совещательных советов. Однако стоит помнить, что принятие решений, имеющих отношение к бренду, - исключительная прерогатива франчайзера.

Совещательные советы франчайзи предоставляют последним право голоса в вопросах, касающихся развития и усовершенствования бизнеса. Эти органы также рассматривают идеи относительно введения в оборот новых продуктов и услуг.

Часто можно слышать, что франчайзи - это реальные предприниматели, да и они сами о себе бывают такого же мнения. Однако это не совсем так. Они не могут самостоятельно принимать ключевые решения по управлению бизнесом и уклоняться от ограничений, которые накладывает франшизный договор. Франчайзи, если они хотят оставаться успешными, всегда следуют правилам системы. А норовистые и слишком независимые подчиненные видят в собственнике диктатора, и в этом случае неизбежны трения.

Следует ясно понимать: владение франшизой - дело трудное и рискованное. Даже при условии получения полностью отлаженной системы стопроцентный успех не гарантирован. Довольно часто все зависит от личности франчайзи, от его хватки, бизнес-таланта и настойчивости.

Предыдущая статья — Многоликий франчайзинг - виды и специфика

____________________

С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.

✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ

✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ

✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ

✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»

____________________