Многоликий франчайзинг - виды и специфика
Традиционный франчайзинг
Наиболее часто эту бизнес-модель можно встретить во франшизах, связанных с безалкогольными напитками, легковыми и грузовыми машинами, запчастями и горючим для автомобилей. Франчайзи в таких организациях занимаются продажей товара, произведенного собственником. К компаниям подобного рода относятся всемирно известные бренды "Кока-Кола" и "Форд Мотор".
Хотя франшизы такого типа выглядят как отношения "поставщик-дилер", разница заключается в уровне этих отношений. В традиционной модели франчайзи может оперировать товаром бренда на эксклюзивной или полу-эксклюзивной основе, в то время как при взаимодействии между поставщиком и дилером предусматривается включение в оборот нескольких товаров, порой даже конкурирующих друг с другом. Так, например, в США матрасы марки Tempur-Pedic могут предлагаться национальной торговой сетью, которая также занимается реализацией других постельных принадлежностей в розничных магазинах.
Франчайзи-традиционник тесно связан с брендом франчайзера и получает от собственника бизнеса больший пакет услуг, чем дилер от поставщика. Зачастую владелец франшизного подразделения осуществляет предпродажную подготовку продукции (например, в компании "Кока-Кола" франчайзи производит и разливает по бутылкам содовую) или организует постпродажное обслуживание.
Бизнес-форматный франчайзинг
При бизнес-форматном (деловом) франчайзинге правообладатель передает франчайзи полностью сформированную систему доставки продукта или услуги. Главное отличие бизнес-форматной франшизы от традиционной заключается в том, что деятельность франчайзи основана на бизнес-модели, в значительной степени предписанной франчайзером.
Роль правообладателя - организация бизнес-системы и установление стандартов бренда. Роль франшизополучателя - независимое ежедневное управление своим бизнесом для достижения предписанных стандартов бренда.
"Макдональдс" - не франшиза гамбургеров, а "Доминос" - не франшиза пиццы.
Эти компании просто предоставляют своим франчайзи систему доставки фирменных продуктов и услуг. Хотя традиционный франчайзинг крупнее, чем бизнес-форматный (в силу большего размера отдельных сделок), свыше 80% франшизных точек относятся к бизнес-форматному типу.
Неуклонное следование стандартам бренда - основа успеха франчайзи в таком бизнесе. Уход за больными, курьерская доставка почтовых отправлений, предоставление парикмахерских услуг, клининговый сервис, рестораны быстрого питания - все это примеры франшиз бизнес-формата. Франчайзи получают от франчайзеров детально разработанную бизнес-систему, а также обучение и поддержку в процессе независимого управления своим подразделением.
Конфиденциальные инструкции и руководства по эксплуатации обеспечивают франчайзи информацией, необходимой для создания и управления бизнес-процессами. Целью франчайзинговой системы является завоевание доверия клиентов, превращение их в постоянных потребителей. Руководства и инструкции, полученные от франчайзера, служат одним из инструментов достижения этой важной задачи.
По мнению экспертов, успешные франшизы обычно запускаются и управляются людьми, которые достаточно долго "варятся" в конкретном бизнесе и разработали собственные методы избежания всевозможных ловушек и борьбы с различными форс-мажорами. Тщательно документированные рабочие процедуры, маркетинговые стратегии и программы обучения - отличительные черты успешных франшиз. Их владельцы никогда не перестают совершенствовать свои системы, ставя на первое место прибыльность франчайзи, которые, в свою очередь, неустанно пекутся о поддержании стандартов бренда. Такие деловые отношения позволяют достигать и удерживать рыночное господство.
Несмотря на то, что франчайзер обеспечивает комплексную бизнес-систему, франчайзи несет ответственность за управление множеством повседневных дел. При этом франчайзи является независимым предпринимателем, просто работает по предоставленной фирмой-франчайзером лицензии.
Хотя в договоре франшизы может указываться униформа сотрудников и другие стандарты бренда, связанные с внешним видом персонала (например, татуировки, бороды, пирсинг, чистоплотность), франчайзеры обычно не обеспечивают никаких других потребностей франчайзи в людских ресурсах.
Каких людей нанимать на работу, сколько им платить, какие льготы предоставлять, какой график работы создавать, как продвигать людей по служебной лестнице и как дисциплинировать - все это головная боль франчайзи. Именно он, а не правообладатель бренда, несет ответственность за людские ресурсы. Франчайзеры и франчайзи не считаются совместными работодателями и не несут ответственности за действия или бездействие друг друга.
Социальный франчайзинг
Это новейший тип бизнес-отношений. В социальном франчайзинге применяются техники предыдущей модели для доставки продукции и услуг в адрес людей, которые живут в основании так называемой экономической пирамиды. К этой категории относят около трех миллиардов человек. Социальные франшизы фокусируются на предоставлении предметов первой необходимости:
Так исторически сложилось, что все эти блага цивилизации прежде всего доставлялись правительствами, церквями и негосударственными организациями (с переменным успехом).
Социальный франчайзинг "ломает" цикл бедности посредством помощи местным предпринимателям в расширении и развитии бизнеса, который удовлетворяет социальные потребности и в то же время является источником прибыли и рабочих мест. Неправительственные организации выполняют важную задачу по доставке важнейших продуктов и услуг неимущим слоям населения. Однако их главное упущение заключается в том, что они не уделяют должного внимания подготовке и обучению местных операторов (в отличие от социальных франчайзеров).
Модель социальной франшизы является мощным инструментом международного расширения. Здесь присутствуют все элементы, свойственные коммерческому франчайзингу:
- соглашения;
- руководства к действию;
- программы обучения;
- штаб-квартиры;
- поддержка на местах;
- брендовые стандарты.
Существенная проблема, с которой сталкиваются представители как данных франшиз, так и неправительственных организаций, заключается в том, что зачастую потребители не в состоянии позволить себе те или иные продукты или услуги. Поэтому такие инициативы нередко зависят от частных пожертвований и других источников финансового подкрепления.
Двигателями эволюции социального франчайзинга являются те же факторы, что и для франчайзинга коммерческого - конкуренция и мониторинг нужд потребителей. Неправительственные организации часто подпадают под диктат благотворителей, которые указывают, какие продукты и услуги должны быть предоставлены населению. Вот почему такие компании менее стабильны, чем социальные франшизы.
Итак, франчайзинг действительно многолик. Но, несмотря на разнообразие форм, он должен служить единой цели - помогать населению в удовлетворении его ключевых потребностей.
Предыдущая статья — В объективе - имидж бренда. Как он кристаллизуется и что для этого нужно?
С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.
✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ
✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ
✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ
✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»