Системность и единообразие франшизы: базовые требования
В бизнесе по франшизе важны системность и единообразие, и каждая локация, в независимости от своего местоположения, должна предоставлять одинаковый уровень продукции и услуг заинтересованным клиентам. Обратите внимание - речь идет не о похожем, а об идентичном уровне. Если иное не оговорено франчайзером, ваша продукция и услуги должны быть в точности такими же, как и у других франчайзи.
Для того, чтобы достичь такой однородности, правообладатель должен контролировать процесс закупки франчайзи, то есть, выдвигать требования относительно того, что и где приобретать. Абсолютно все - от продаваемых вами товаров до ингредиентов, расходных материалов и декора подразделения - это составные части философии бренда, устанавливающей одинаковые и обязательные к исполнению стандарты.
Наличие однородной цепочки поставок - ценное преимущество франчайзингового бизнеса. Ее использование выгодно как для франчайзера, так и для франчайзи. В хорошо управляемой системе поставок франчайзер стремится обеспечить, чтобы франчайзи покупал товары с минимальными расходами, экономил трудозатраты и время.
С целью соблюдения стандартов бренда правообладатель удостоверяется в том, что закупаемое франчайзи оборудование является высококачественным и идентичным требованиям бизнеса, а процесс заказов и привоза товаров - эффективным. Идеальная система снабжения предусматривает поставку необходимого количества товаров соответствующего качества в нужное место и в оговоренные сроки.
Механизм, требующий финансовой поддержки
Франчайзер предоставляет франчайзи бизнес для управления в соответствии со строго регламентированными брендовыми стандартами. Система поставок - важнейшая часть любой франчайзинговой системы, которая нуждается в собственной инфраструктуре и статье расходов. Некоторые франчайзеры сами производят товары, подлежащие продаже, однако в большинстве случаев они передают функции снабжения третьим лицам - производителям, поставщикам, дистрибьюторам.
В любом случае, франчайзер имеет право потребовать дополнительных средств для покрытия издержек, связанных с обслуживанием и администрированием отлаженной системы поставок. Эти платежи будут дополнением к роялти и другим комиссиям, отчисляемым франчайзи в адрес собственника бизнеса. Следует помнить, что в некоторых случаях внешние факторы могут повлиять на установленную франчайзером систему поставок, и вам придется закупать товары по более высокой стоимости, чем планировалось вначале.
Компоненты успеха
Представьте себе, что вы приобрели франшизу, которая предоставляет услуги горничных. Разумеется, вы заинтересованы в том, чтобы затмить на этом поприще всех своих конкурентов. Вы нанимаете высокопрофессиональный персонал и проводите его дополнительное обучение. Под вашим чутким руководством они овладевают мастерством чистки и удаления пыли чуть ли не до виртуозного уровня. Но достаточно ли этого для успеха вашего предприятия?
Ведь, в конце концов, вашим сотрудникам понадобятся и «орудия труда» - пылесосы, тряпки и прочие материалы. А если бы вы выбрали франшизу быстрого питания, вам нужны были бы высококачественные ингредиенты и специи. Только так вы сможете стать конкурентоспособной единицей и достичь успеха в своей бизнес-нише.
Мы уже говорили о том, что во франчайзинге главное - соблюдение однообразности и системного подхода. Вряд ли самовольный визит в локальный супермаркет или затаривание продукцией от местного поставщика по более привлекательным условиям будет хорошей идеей, даже если, по вашему сугубо личному мнению, эти товары идентичны по качеству сырью того производителя, на котором настаивает франчайзер.
Один франчайзер укажет вам единственного или нескольких одобренных поставщиков, другой разрешит выбрать их по усмотрению франчайзи (но при условии, что их продукция строго соответствует стандартам бренда). Многие правообладатели комбинируют эти два подхода.
Однако не рассчитывайте на то, что собственник разрешит вам совершать покупки у неограниченного количества поставщиков, поскольку это удовольствие не из дешевых. Большинство франчайзеров стремятся к закупкам по оптимальным ценам и получению экономической выгоды посредством сотрудничества с определенным количеством снабженцев. Когда происходит закупка в больших объемах, франчайзинговая система может получить выгоду в виде низких цен и бонусных программ. Но так бывает не всегда, и при изучении франшизных предложений вы должны учесть этот момент.
Итак, подведем краткие итоги. Обязательные требования франчайзера, указанные им в договоре в части ограничения подбора поставщиков, могут быть выгодны для бизнеса. Преимущества включают в себя обеспечение соблюдения стандартов и качества продукции и услуг, предлагаемых во всех точках франшизы. При условии профессионального управления системой поставок есть немалая вероятность получения экономической выгоды. Оценивая варианты франшизы, нужно учитывать политику распределения между франчайзером и франчайзи экономических выгод от ведения бизнеса.
Предыдущая статья — Особенности финансирования социального франчайзинга
С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.
✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ
✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ
✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ
✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»