Мастер-франчайзи: процесс становления
Если вы хотите пойти по пути мастер-франчайзи, первое, что вам, вероятно, потребуется сделать, это открыть несколько подразделений и управлять ими самостоятельно. После этого вам разрешат предлагать права франшизы (точнее, субфраншизы) другим франчайзи для освоения вашего рынка.
Вы подпишете соглашение о мастер-франшизе с франчайзером и будете выплачивать ему оговоренную часть гонорара. Ваша прибыль будет состоять из первоначальных взносов ваших субфранчайзи и регулярно выплачиваемых ими роялти. Процентное соотношение между суммарным доходом мастер-франчайзи и частью, которой он делится с франчайзером, варьируется в зависимости от франчайзинговой системы. Стандартных отношений мастер-франшизы нет:
- субфранчайзи могут заключить договор франшизы непосредственно с правообладателем или с мастер-франчайзи;
- франчайзер может оставить за собой право утверждать новых субфранчайзи;
- обучение и постоянную поддержку субфранчайзи могут получать от франчайзера, мастер-франчайзи или от них обоих;
- субфранчайзи могут выплачивать гонорары непосредственно мастер-франчайзи, франчайзеру или им обоим в определенном соотношении.
При любом раскладе, отношения между тремя сторонами - франчайзером, мастер-франчайзи и субфранчайзи - являются достаточно сложными.
Если вы франчайзер и планируете продвигать свой бренд на международном уровне, вам стоит рассмотреть альтернативу мастер-франшизе - мультифраншизу. В этом случае вы избежите необходимости делить гонорары и другие доходы на рынке, сохранив большую часть преимуществ мастер-франшизы.
Региональные представители, или Мастер-франшиза лайт
Как региональный представитель, так и мастер-франчайзи получают территорию для поддержки франчайзи. Оба они делят первоначальные и последующие комиссионные сборы, уплачиваемые франчайзи, с собственником. Региональный представитель - это не франчайзер, он не располагает собственным документом FDD и не подписывает никаких соглашений с франчайзи. По существу, он является лицом, уполномоченным франчайзером по вопросам продаж и поддержки на местах.
Как и в случае мастер-франшизы, региональный представитель платит собственнику бизнеса комиссию за возможность развиваться на рынке и предоставлять услуги определенному минимальному количеству франшизных подразделений в течение конкретного времени и в рамках ограниченной территории. После приема на работу франчайзи подписывает с франчайзером договоры о соло- или мультифранчайзинге.
Актуальность региональных представителей постепенно идет на спад. Да, они могут быстро нанимать франчайзи. Но поскольку эти представители по большей части разделяют с франчайзером комиссионные, а не зарабатывают собственную прибыль в качестве сотрудников, они имеют склонность понижать выходную стоимость или ценность предприятия, несмотря на свое потенциальное преимущество в плане найма сотрудников. При продаже франшизной системы покупатель будет оценивать доступный постоянный поток доходов, а разделение роялти с региональным представителем уменьшит ценность системы в глазах покупающей стороны.
Региональные представители также более сосредоточены на расширении бизнеса, чем на поддержке франчайзи. Если не пресечь такую тенденцию, она может привести к упадку франшизного бизнеса (а то и всей франчайзинговой системы) на данном участке, что чревато закрытием предприятий и судебными разбирательствами.
С помощью определенных способов можно устранить некоторые недостатки практики региональных представителей, например, путем установления зависимости размера их комиссионных от успешности работы подразделений на их участке. И все же при наличии существенных рисков с одной стороны и доступности альтернативных стратегий развития с другой, спрос на региональных представителей постепенно уменьшается.
Предыдущая статья — Мультифранчайзинг - возможности и преимущества
С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.
✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ
✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ
✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ
✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»