Удерживать или отдавать?
Внешняя купля / продажа является лучшим и единственным вариантом ответа на вопрос "Что дальше?" во многих случаях: когда нет правопреемников; когда сделка слишком хороша, чтобы от нее отказаться; когда, наконец, доконало однообразие жизни.
Однако в неменьшем количестве случаев внутренняя купля-продажа может обеспечить те же предпосылки экономического процветания и вдобавок многие альтернативные преимущества, включая предоставление карьерных перспектив лояльным ключевым менеджерам или квалифицированным родственникам. К тому же, сохранится культура, которую вы так долго и упорно создавали.
Каждый, кто прошел через покупку или продажу бизнес-единицы (бренда или производственной площади), знает, насколько тяжела эта задача. Тем не менее, процесс внутренней купли / продажи зачастую оказывается более сложным, проблематичным и требующим ответа на многие вопросы:
- Есть ли достойные лидеры или преемники, которые не только готовы, но и способны взять бразды правления в свои руки? Если нет, то какие шаги необходимо предпринять, чтобы их подготовить?
- Создан ли у вас "мост преемственности", то есть имеется ли доверенное лицо или грамотный ключевой сотрудник, который искренне разделяет ваши интересы и сможет круглосуточно поддерживать и наставлять вашего будущего преемника, давая вам возможность отойти от дел?
- Когда преемник будет определен, как вы организуете передачу руководства, системы менеджмента и структуры собственности?
- Оказавшись финансово независимым от бизнеса, а значит, и от его прибыли, как вы будете поддерживать свой образ жизни?
- Есть ли у вас уверенность в получении справедливого возмещения в то время, когда вы предоставите возможность владения своему преемнику?
- Какие договоренности должны быть разработаны, согласованы и введены в действие между вами и вашим преемником на период, когда он уже получит доступ к управлению материальными средствами, но будет обязан еще уведомлять вас о текущем положении дел?
- Какова ваша стратегия окончательного выхода из бизнеса, которая отделит вас от повседневных забот?
- Если нет преемников среди ваших родственников, кого вы определяете внутри организации как партнеров, гарантирующих поддержание и развитие созданной вами культуры?
Ответив на эти и многие другие вопросы, вы можете уверенно приступать к внутренней купле / продаже.
Кто-то может подумать: "Зачем так беспокоиться?" Большинство из перечисленных вопросов касаются тем, которых многие предпочли бы не затрагивать при рассмотрении будущего своего бизнеса либо обсуждении стратегии своего выхода из него. С практической точки зрения с ними можно согласиться. Продажа предприятия или бренда по самой высокой цене, получение своих денег и движение в другом направлении - такой вариант имеет свои преимущества.
Но если речь идет о бизнесе, на строительство которого вы потратили десятилетия, в котором работают люди, нанятые вами, приглашенные в вашу команду, получившие от вас новые возможности, и теперь у вас есть шанс увидеть, что следующее поколение преемников преуспевает так же, как и вы, почему бы вам не рассмотреть саму возможность внутренней покупки / продажи?
Многие могут спросить: "Зачем продавать бизнес, чтобы в нем оставаться?" Вот только несколько причин:
- Преемственность. Если для вас подобные вещи что-то значат, начнем с них. Продолжение семейного бизнеса способными и преданными социально активными преемниками или предоставление возможности ключевым менеджерам стать владельцами предприятия - благородное дело. Это, можно сказать, наибольший ваш вклад в свое предприятие. Вероятнее всего, вы строили компанию, инвестируя в ее успех свой непрерывный напряженный труд. Гарантия того, что следующий владелец / оператор с той же командой сохранит созданные вами традиции и культуру, важна для вас. Вот почему внутренняя покупка / продажа является залогом продолжения вашего дела людьми, которых вы выбрали в свои преемники.
- Чувство вовлеченности. Продолжая оставаться в деле, вы сохраните верность целевым установкам и экономическую заинтересованность в успехе бизнеса. Любая форма длительной покупки / продажи дает шанс вашим преемникам выработать свой стиль руководства и предоставить вам, убедившемуся в их способностях, посадочную полосу. Тем самым создается беспроигрышная ситуация для обеих сторон.
- Перспективы для родственников и долгосрочных сотрудников. Предоставление членам семьи возможности вырасти в бизнес-лидеров завтрашнего дня - стоящее дело. Безусловно, это серьезный вызов, но и награда достаточна велика. Сохраняя созданную вами культуру, вы также закрепляете возможность продвижения долгосрочных сотрудников, которые сделали вас успешным.
- Поддержание связей с общественностью. Вы перечисляли деньги на местные мероприятия, поддерживали молодежные команды, жертвовали на благотворительную деятельность. Оставаясь вовлеченным в бизнес, вы можете продолжать поддерживать сообщества, в которых живете и занимаетесь любимым делом.
Эти и многие другие аргументы следует учитывать, задаваясь вопросом: "Почему стоит работать в направлении внутренней купли / продажи (перехода права собственности), а не продавать бизнес третьей стороне?"
Даже если ваши друзья благополучно избавляются от собственных предприятий и вам поступают звонки с аналогичными предложениями от коллег из отрасли, тщательно рассмотрите собственную ситуацию, чтобы определить правильный курс действий. Каждый путь - будь то внешняя или внутренняя купля / продажа - имеет свои достоинства и проблемы, но только один из них удержит вас в игре.
⚡️Если вам необходим консалтинг по вопросам франшизной системы, упаковка, продажа, а еще лучше покупка франшизы под ключ и дальнейшее ее сопровождение, то вам ко мне. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.
Предыдущая статья — 6 "рентгеновских" вопросов для собеседования
С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.
✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ
✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ
✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ
✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»