May 18

Какие они — идеальные франчайзи?

Привлекать франчайзи и заключать с ними сделки легко. Все, что вам нужно, — это набор умело составленных рекламных месседжей, отличная команда франшизных маркетологов, захватывающая концепция с востребованным продуктом, программа поддержки, готовность прислушиваться к вашим франчайзи.

Однако возможности привлекать франчайзи и заключать с ними сделки недостаточно для того, чтобы стать преуспевающим франчайзером. Необходимо создать сеть франчайзи, которые будут доверять вашей концепции, разделять принципы вашей корпоративной культуры, поддерживать ваше лидерство и последовательно реализовывать обещания бренда. Поиск таких операторов потребует от вас избирательности и терпеливости.

Суть идеального франчайзи

Слова, которые мы используем при описании вещей, важны, потому что они создают представления. При описании франчайзинговых отношений часто используются неточные слова. Подобное можно объяснить привычкой к небрежности в речи или же стремлением пользоваться менее детализированными терминами.

Франчайзи — покупатели франшизы или лицензиаты?

К примеру, часто можно услышать, что франчайзеры "продают", а франчайзи "покупают" франшизы. На самом деле франчайзинг строится на предоставлении другой стороне ограниченной лицензии на использование интеллектуальной собственности на определенный период времени и на определенной территории. Франшизы не могут быть проданы или куплены. Они являются лицензиями и поэтому предоставляются и принимаются.

Единственное, чем владеют франчайзи, — активы, которые они покупают для организации и ведения бизнеса. Франчайзи не владеют франшизой —они являются лицензиатами интеллектуальной собственности другого лица или организации. Но для удобства мы иногда говорим о продажах и покупках франшизы.

Являются ли франчайзи партнерами франчайзера?

Возможно, из-за того, что франчайзинговые отношения часто приобретают теплый эмоциональный характер, их иногда называют семейными или, что еще хуже, партнерскими. В отличие от партнерства, отношения между франчайзером и франчайзи не являются фидуциарными (то есть не строятся на доверительной основе). Если думаете, что франчайзи являются вашими партнерами, посмотрите, зафиксировано ли что-либо подобное в соглашении о франшизе.

Поверьте, ни один юрист не станет использовать в этом документе термины, отражающие доверительные — партнерские —отношения. Непонятно, зачем некоторым людям нужна эта подмена понятий, ведь франчайзинговые отношения и без того взаимовыгодны.

Франчайзи и предприниматели — одно и то же?

Франчайзинг также часто считают отдельной бизнес-отраслью, поскольку у него есть своя профессиональная ассоциация, а также совокупность правовых и культурных норм. Но франчайзинг сам по себе не является отраслью. Это просто альтернативный метод расширения или дистрибуции бизнеса, используемый во многих различных отраслях.

В том же духе франчайзи часто называют предпринимателями. Предприниматель — это "тот, кто организует, управляет и принимает на себя риски бизнеса или предприятия". Хотя это определение включает в себя большинство атрибутов франчайзи, все же франчайзи не являются организаторами бизнес-концепции, которую лицензируют и реализуют, не имея права самостоятельно изменять ее. Разница между предпринимателем и франчайзи заключается в том, что предпринимателю не нужно следовать чьим-либо указаниям.

В чем проблема с франчайзи, чувствующим себя предпринимателем? Ведь у последнего так много качеств, которые вы хотели бы видеть у франчайзи: энергия, драйв и амбиции. Проблема в четком стремлении предпринимателя направить усилия на создание своего бизнеса, отвечающего собственным представлениям. Если вы как франчайзер позволите каждому франчайзи произвольно вносить свои изменения в ваш бизнес — система никогда не достигнет необходимой согласованности.

Качества идеального франчайзи

То, что вам действительно нужно, — это предпринимательский подход к делу. Идеальный оператор сети — тот, кто имеет большинство атрибутов предпринимателя, но готов последовать вашему примеру, понимая, что согласованность всех подразделений имеет первостепенное значение.

Франчайзи обязаны соответствовать стандартам бренда и безошибочно реализовывать вашу стратегию. Но при этом они должны обладать горячим желанием владеть, управлять и руководить бизнесом. Таких франчайзи необходимо привлечь в свою систему, чтобы достичь успеха во франчайзинге.

Поиск правильных франчайзи требует терпения и готовности сказать "нет" неподходящим кандидатам. Отказывать людям сложно — вам нужно будет преодолеть эту трудность, потому что не каждый, кто захочет стать вашим франчайзи, сможет внести вклад в успех вашей системы.

Не торопитесь и будьте строги в своем подходе к отбору будущих операторов. В конце концов, плохие франчайзи отвлекают от продуктивной работы, требуют внимания и ресурсов, необходимых для поддержки других франчайзи.

Предыдущая статья — Как собрать профессиональную команду во франчайзинге?

____________________

С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.

✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ

✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ

✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ

✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»

____________________