May 18

Совместное предприятие: риски и преимущества

В отличие от традиционных франшизных отношений, в случае совместного предприятия каждая из сторон - как франчайзер, так и франчайзи - вносит активы в компанию. Оба участника сделки разделяют прибыль и убытки своего детища. Взносы франчайзера и франчайзи могут отличаться в зависимости от характера совместного предприятия.

Простая форма такого рода отношений предусматривает назначение франчайзером сильного оператора в качестве бизнес-партнера. Как правило, собственник и его подчиненный создают совместную компанию (франчайзер основывает с этой целью дочернюю или отдельную организацию), и эта организация подписывает соглашение с франчайзером. В свою очередь, франчайзи управляет франшизой и получает за это отдельную плату.

Договор о создании совместного предприятия определяет права и обязанности каждой из сторон этой организации. Общие положения включают ограничения, накладываемые на партнеров и касающиеся распоряжения определенными активами, привлечения долгового финансирования или других действий. В таком договоре также содержатся инструкции по урегулированию отношений в спорных случаях.

Некоторые франчайзеры предпочитают использовать совместные предприятия как часть своей политики расширения. Однако это не является всеобщей практикой из-за сложности управления такими структурами.

Советы, ассоциации, кооперативы и покупательские группы

В большинстве франчайзинговых систем задействуются совещательные советы франчайзи. Их члены либо назначаются франчайзером, либо выбираются из самих франчайзи. Такие советы служат в качестве своеобразных парламентов в миниатюре. Они не принимают каких-либо ключевых решений, но предлагают коррективы и усовершенствования для лучшего функционирования системы.

Ассоциации, кооперативы и покупательские группы бывают разными. Эти объединения либо формируются самими франчайзи, либо создаются с участием франчайзера (в последнем случае они образуют отдельные юридические лица).

Исторически сложилось так, что ассоциации франчайзи всегда создавались при наступлении противоречий между франчайзером и франчайзи. Консультативные центры первоначально выполняли роль представителей франчайзи в судебных разбирательствах. По мере развития франчайзинговой системы отношения между франчайзером и ассоциациями франчайзи налаживались, хотя сегодня многие собственники предпочитают работать со своими совещательными советами.

Покупательские группы или кооперативы - это организации, которые облегчают франчайзи процесс переговоров с поставщиками. Они устанавливают единые сроки доставки товаров и унифицированную стоимость. Опора на такие кооперативы более характерна для пищевой промышленности. При условии хорошей организации эти объединения могут значительно снизить расходы предприятия.

Такие организации не являются полностью самостоятельными. Важно понимать: франчайзи, участвующие в подобных коллективах, должны следовать стандартам и условиям, предписанным франчайзером.

Из франчайзи во франчайзеры

В некоторых случаях франчайзи могут купить территориальные подразделения, принадлежащие франчайзинговой компании. Объектами приобретения становятся как точки, которые никогда не были франшизными (ретрофранчайзинг), так и филиалы, которые ранее управлялись франчайзи, но были снова возвращены под руководство франчайзера (рефранчайзинг). По сути, оба типа сделки для франчайзи, желающего инвестировать средства в готовый бизнес, равноценны.

Обстоятельства, побуждающие франчайзера продать принадлежащие компании объекты:

  • несоответствие определенных локаций стратегическому плану фирмы;
  • намерение собственника объединить ряд рынков или точек для непосредственного управления ими;
  • стремление стимулировать развитие дополнительных подразделений для укрепления рыночных позиций и - как часть этой стратегии - обеспечение франчайзи дополнительными денежными средствами за счет продажи им доходных точек;
  • банальная потребность франчайзера в деньгах.

Не секрет, что иной франчайзи становится более эффективными оператором, нежели франчайзер. В таком случае дальновидный собственник продает локации управляющему, от которого больше толку, чем от топ-менеджеров.

Приобретение подразделения у другого франчайзи или у франчайзера имеет немало выгод:

  • экономия времени, необходимого для поиска места под бизнес, закупку оборудования, обучение персонала и формирование управленческой команды;
  • упрощение проблемы банковского финансирования, так как кредиторы с большей готовностью выделяют займы для нужд готового бизнеса;
  • вероятность предложения заинтересованным в продаже франчайзером весьма выгодной сделки;
  • реальный доход от продаваемого бизнеса, который имеет сложившуюся клиентскую базу и отлаженную систему операционного менеджмента (инвестиционное решение покупателя основано на текущих показателях, а не на прогнозах).

Как и при любой сделке, франчайзи не стоит торопиться с покупкой бизнес-точки. Не исключено, что франчайзер предложит сомнительную сделку. Речь идет о случаях, когда на продажу выставляется убыточная коммерческая точка, вверенная ранее в управление другому франчайзи и снова вернувшаяся к франчайзеру. Маловероятно, что такое нежизнеспособное подразделение расцветет с переходом к новому собственнику. Скорее всего, его необходимо закрывать, а не продавать.

Чтобы избежать подобных казусов, нужно тщательно изучить бэкграунд приобретаемого бизнеса. Не следует думать, что вы умнее или чем-то лучше предыдущего оператора. У недобросовестного владельца любой франчайзи будет иметь мало шансов на успех. К счастью, не так много франчайзеров, которые идут на подобные ухищрения. Тем не менее, бдительность при покупке франшизной точки не помешает.

Обратите внимание

Альтернативой распространенным франшизным отношениям является конверсионный франчайзинг. Он предполагает принятие под франшизный "зонтик" независимых компаний сходного профиля. Такие операторы, вливаясь во франшизную систему, должны преобразовать свою деятельность под ее стандарты. Например, управляющему локальной пиццерией - для работы в крупной сети по договору франшизы - следует как минимум провести модификацию своего меню.

Конверсионный франчайзинг дает возможность новому франчайзи заключить договор, который имеет некоторые существенные отличия от стандартного франчайзингового соглашения. Эти отличия могут касаться, в частности, платежей или плана по переходу бизнеса на новую систему, свойственную франчайзинговой сети.

Другие варианты нестандартной франшизы относятся к большой бизнес-категории, которую обычно квалифицируют как "нетрадиционные локации". Она включает в себя преимущественно места массового скопления людей - аэропорты, вокзалы, больницы, колледжи, стадионы, футбольные поля, фуд-корты, переносные павильоны в парках отдыха и аттракционных зонах, военные базы и прочее, - где клиентская база франчайзи формируется за счет чужих потребителей.

К этой категории относятся также универсамы, гипермаркеты и другие "принимающие" предприятия. Перечисленные типы локаций, как правило, недоступны средним франчайзи, даже тем, кто получил от франчайзера некоторые территориальные права.

Предыдущая статья — Мастер-франчайзи: процесс становления

____________________

С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.

✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ

✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ

✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ

✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»

____________________