May 14

Стратегии эффективного ухода: четыре способа завершения бизнес-деятельности

Продажа собственного дела - задача не из легких. Прежде, чем приступать к ее реализации, проанализируйте создавшуюся ситуацию. У вас есть четыре варианта действий:

  • продать абсолютно все, забрать деньги и уйти "на покой";
  • принять участие в процессе передачи фирмы и контролировать его;
  • использовать процент долевого участия для обеспечения себе безбедной старости;
  • предоставить ссуду под проценты заинтересованной стороне, получив таким образом источник постоянного дохода.

Далее стоит рассмотреть вопрос ценности бизнеса, который вы собираетесь передать другим. Вам нужно будет найти ответы на следующие вопросы:

  • Сколько вы можете выручить за свой бизнес, учитывая сегодняшнее положение дел?
  • Имеет ли смысл инвестировать в его реструктуризацию или апгрейд перед тем, как выставлять на рынок?
  • Если продавать компанию родственникам или наследникам, стоит ли делать им скидку?

Множество предпринимателей предпочитают выручать за бизнес по франшизе полную его стоимость, даже если передают его членам своей семьи. Найти оправдание такому поведению несложно: новые владельцы приходят на все готовое, а оставившему дела бизнесмену нужно каким-то образом обеспечить себе нормальную жизнь до конца своих дней.

Следует также помнить о том, что в любом договоре продажи франчайзер указывает пункт о праве первого отказа. Эта оговорка может сыграть большую роль в определении продавца и повлиять на конечную стоимость реализации. Заранее обговорите с франчайзером эту тему, чтобы иметь возможность максимально выгодно "обставить" ваш уход из бизнеса или план его передачи.

4 способа ухода из бизнеса

Передача дел наследникам или членам семьи

Большое количество предпринимателей видят оптимальный выход в передаче бизнеса родственникам. Они считают, что это отличный шанс предоставить членам своей семьи возможность достичь профессиональных успехов в будущем.

Однако, согласно статистике, такие проекты редко увенчиваются успехом. В подтверждение этому приведем факты, установленные двумя авторитетными исследовательскими центрами:

  • две трети семейных предприятий "проваливаются" или продаются посторонним лицам после того, как основатели покидают компанию; к третьему поколению только 15% предприятий семейного бизнеса остаются таковыми (Центр семейного бизнеса, Университет Массачусетса в Амхерсте);
  • 85% предпринимателей стремятся к родственной преемственности бизнеса, но только 30% семейных предприятий переходят к следующему поколению, а из этого количества менее половины держатся в бизнесе в течение последующих трех лет (команда специалистов по передаче бизнеса "Авастия").

Поддержание дела на плаву и наблюдение за успешным процессом преемственности - вот искреннее желание владельца или основателя бизнеса. Разумеется, добиться этого непросто.

Эксперты по вопросам преемственности бизнеса сходятся во мнении: вся загвоздка здесь не в юридических и финансовых вопросах, а в неправильной подготовке "молодняка". Если вы планируете передавать свое дело по наследству, вы должны сначала ответить себе на три ключевых вопроса:

  • Обучаете ли вы подрастающую смену приемам ведения бизнеса и как вы это делаете?
  • Являетесь ли вы заменимым человеком в вашей организации или все держится только на вас?
  • Владеют ли ваши дети деловой хваткой, необходимой для успешной предпринимательской деятельности?

Передача бизнеса ведущему сотруднику или команде сослуживцев

Кто знает о вашем бизнесе больше, чем люди, которые в нем "варятся" уже давно? Передать дела одному или нескольким сотрудникам из вашей фирмы - значит, пойти по пути наименьшего сопротивления. Но и тут нужно иметь в виду потенциальные препятствия.

Прежде всего, это деньги. Если управляющая группа не сможет позволить себе "чистый" выкуп, готовы ли вы финансировать процесс продажи или же предпочтете уйти из бизнеса совсем, продав его третьей стороне?

Далее, вы должны четко знать, есть ли в вашей команде подходящий кандидат, который сможет взять на себя управление бизнесом. Передавать ему дела стоит только в том случае, если вы уверены в его способности продолжить успешное развитие фирмы.

Продажа третьей стороне

Этот вариант предусматривает широкое пространство для выбора. Вы даже можете продать бизнес обратно франчайзеру. В качестве других потенциальных покупателей можно рассмотреть:

  • венчурные фирмы и компании прямого инвестирования;
  • действующих франчайзи (это могут быть деловые люди, которых вы знаете и которым доверяете);
  • франчайзи-новичков;
  • мультибрендовые компании с профессиональной администрацией, собирающие франчайзинговые подразделения для увеличения инвестиционного портфеля.

Закрытие бизнеса

Может случиться и так, что вы не смогли найти достойного покупателя, а франчайзер не заинтересован в возврате подразделения. Вероятно, изменилась демографическая обстановка в вашем районе, и потенциальные клиенты разъехались. Не исключено, что ваш бренд / продукция / услуга уже потеряли свою актуальность.

В этом случае единственным выходом из ситуации станет закрытие бизнеса и получение от этого максимальной выгоды в виде активов. При наличии недвижимости, можно использовать ее в качестве источника дохода или же договориться с заинтересованной стороной о поэтапном отказе от нее (в течение 5 или 10 лет) с целью облегчения продажи.

Предыдущая статья — Хватит мутить воду: стратегия для начинающих франчайзи

____________________

С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.

✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ

✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ

✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ

✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»

____________________