May 14

Исключи недальновидный принцип "Срочняк как нужно", нанимай за мотивацию и тренируй навыки

Искусство рекрутинга и обучения персонала во франчайзинге как важнейшая составляющая успеха.

Наем и профессиональная подготовка сотрудников - одна из проблем, с которыми сталкивается каждый новый франчайзи сразу после подписания договора коммерческой концессии. От квалификации и стиля поведения наемных работников зависит успех франчайзингового подразделения.

Негативные стереотипы сотрудников

Без мотивированных профессионалов невозможно реализовать ни одну франчайзинговую бизнес-модель. Особенно актуально это для розничной торговли, где контактный персонал, ежедневно вступающий в непосредственные отношения с клиентами, является лицом бренда. Для наглядности вспомните типичного работника фаст-фуда - прыщавого подростка с невнятной речью и проблемами в подсчете сдачи покупателю.

Превращение скучающего тинейджера в продуктивного сотрудника с позитивным настроем - ключевой фактор успеха. На самом деле многие опытные франчайзи придерживаются максимы: "Нанимай за мотивацию и тренируй навыки". Надлежащее отношение к делу долго вырабатывается в командной среде. Навыки прививаются быстрее.

Хотя негативные стереотипы более ярко проявляются в брендах быстрого питания, проблема обучения сотрудников эффективному обслуживанию клиентов важна для любого франчайзи. Особенно злободневна она для новичка с небольшим (или нулевым) опытом работы с персоналом.

Чего скрывать, проблемы с пофигизмом и разгильдяйством сотрудников очевидны на многих предприятиях. Примеров хоть отбавляй - от телефонного оператора, отвечающего на звонки скучающим, безучастным голосом, до угрюмого слесаря, оставляющего в доме заказчика кавардак после починки крана.

Эффективный персонал - залог бизнес-успеха

Практика убеждает франчайзи: все, что делают сотрудники, так или иначе влияет на поведение клиентов. Они либо остаются удовлетворенными и лояльными к бренду, либо уходят к конкурентам.

Поэтому главная задача франшизодержателя - добиться высокого уровня сервиса. Нужно так обучить сотрудников, чтобы они достигали надлежащего качества обслуживания потребителей каждый день в каждой сделке. Другими словами, преуспевание франчайзи напрямую связано с поведением и настроем команды его сотрудников.

Любой франчайзер заинтересован в достижении успеха своих франчайзи и будет содействовать им в подборе кадров и профобучении. Еще при рассмотрении кандидатур на получение франшизы правообладатель должен узнать, как потенциальные франчайзи намереваются проводить обучение персонала.

На этапе валидации получатели франшизы могут спросить у более опытных коллег, представляющих бренд, о необходимом уровне подготовки сотрудников. Следует также поинтересоваться о том, с какими проблемами - как предполагаемыми, так и неожиданными - они столкнулись, что сделали для их решения и какую поддержку получили от франчайзера.

Практические рекомендации начинающему франчайзи

Рекрутинг сотрудников начинается с предварительного собеседования. В этом деле будет полезна еще одна максима от опытных франчайзи и экспертов по трудоустройству: "Нанимай медленно, увольняй быстро". Крайне важно уделить время собеседованию с каждым кандидатом, его тщательному тестированию.

Проблема для многих владельцев малого бизнеса заключается в том, что при найме новых сотрудников они руководствуются недальновидным принципом, который в просторечии звучит так: "Срочняк как нужно". Балансирование между срочностью заполнения вакансии и поиском качественных сотрудников - золотое правило кадровой политики. Ошибки при подборе и обучении персонала создают трудности в будущем.

Если наем мотивированных сотрудников - "головная боль" франчайзи, то обучение профнавыкам - сфера ответственности правообладателя. Основные требования к подготовке кадров указываются в инструкции по применению франшизы. Их придерживаются и при стажировке самих франчайзи перед бизнес-стартом.

Поскольку у различных отраслей (а также у каждого бренда в отрасли) имеются уникальные потребности в компетенциях сотрудников, следует полагаться на руководство франчайзера в данном вопросе. Он лучше знает, как учить новых сотрудников выполнять свои обязанности и превратить их в слаженную команду единомышленников. Он проходил через это десятки, сотни или тысячи раз и отобрал наиболее эффективные методики профобучения, необходимого для процветания бренда.

Профессиональная подготовка - это филигранное искусство. От работодателя требуется не только виртуозно разбираться в людях, но и хорошо знать длинный список законов и инструкций. На минном поле потенциальных юридических ловушек может подорваться даже самый благонамеренный руководитель.

Если вы не знаете, что спросить, сказать или сделать (а что нет), наймите соответствующего специалиста, заключите контракт с третьей стороной или же вызубрите трудовое право. Любой из этих вариантов поможет избежать массы неприятностей.

Предыдущая статья — Обучение персонала: советы "молодняку" от профи

____________________

С уважением к вам и вашему бизнесу, Олег.

✅ мой сайт — есть методика работы и кейсы: 👉 ЗДЕСЬ

✅ канал на yandex.zen — практические статьи о франчайзинге: 👉 ЗДЕСЬ

✅ телеграм-бот — уникальный проект, не имеющий аналогов: поиск и подбор франшизы по самой большой базе франшиз в Telegram: 👉 ЗДЕСЬ

✅ подкаст Яндекса — по моей статье «Новая или Старая Франшиза - Что Выбрать?»

____________________